В этом посте вас ждут
фонетические задачи разных лет и для разных классов. Независимо от сложности
задачи вся теоретическая база школьной программы по фонетике преподаётся в
пятом классе. При этом по статистике фонетические задачи остаются одними из
самых сложных в конкурсе. Парадокса в этом нет: фонетика была и остаётся темой
для лингвистических гурманов; она, во-первых, требует очень тонкого
акустического и артикуляционного чутья, а во-вторых, очень большой
внимательности. Даже разбираясь в теории языка, не всегда удаётся быстро набить
руку в фонетическом анализе.
В этом посте вместо
полных решений вас ждут лишь наводки, помогающие решить сложные задачи.
Попытайтесь решить задачи сначала без них, а лишь затем читайте то, что
написано под словом Решение и после
этого решайте задачу до конца.
1. Даны пары слов. В какой из них слова
состоят из одинаковых звуков?
(А) друг — гурт;
(Б) сруб — брус; (В) стиль — лист;
(Г) гроздь — горсть;
(Д) шов — вошь.
Решение
[друк] — [гурт];
[сруп] — [брус];
[с’т’ил’] — [л’ист];
[грос’т’] — [горс’т’];
[шоф] — [вош].
2. Даны пары слов. В какой из них
слова состоят из одинаковых звуков?
(А) лес — сел;
(Б) лес — съел;
(В) лес — сель;
(Г) лезь — сель;
(Д) лезь — сел.
Решение
[л’эс] — [с’эл];
[л’эс] — [сй’эл];
[л’эс] — [с’эл’];
[л’эс’] — [с’эл’];
[л’эс’] — [с’эл].
3. Костя шепелявит — произносит «ш» вместо «с» и «щ». Какое из
произнесённых Костей слов можно понять тремя разными способами?
(А) крыша;
(Б) прошение; (В) широта; (Г) плюш;
(Д) штопка.
В кружке я
задал детям каверзный вопрос: а в каком варианте слово Коли можно понять только
одним (не двумя!) способами? Ответьте на наш каверзный вопрос!
Решение
Крыша, крыса;
Прошение, прощение;
Широта, (сирота не получается! — объясните почему?);
Плюш, плющ, плюс;
Штопка, стопка.
4. В каком из этих слов
количество букв не совпадает с количеством звуков?
(А) сел;
(Б) съел; (В) сяду; (Г) съешь;
(Д) поешь.
Решение
[с’эл], [сй’эл],
[с’аду], [сй’эш], [пай’эш]
5. Сколько звуков [с] в
предложении:
Скоро мы с
друзьями будем расшифровывать старые рукописи?
(А)
один; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
Решение
[скора мы
здруз’й’ам’и буд’им раш:ыфровыват’ старый’э рукап’ис’и]
6. Сколько нарицательных существительных в исходной форме можно составить
из звуков [к], [м], [о], [с] так, чтобы каждый звук был использован, и притом
только один раз?
(А) ни
одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.
Решение
Мозг и смог (туман) (Омск — это не нарицательное имя!)
Составьте
транскрипции.
7. Сколько
русских слов можно составить из звуков [л’], [с’], [т’], [э]
так,
чтобы каждый звук был использован, и притом только один раз?
(А)
ни одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.
Решение
Лесть, лезть и сельдь.
Составьте
транскрипции.
8. Даны слова есть, лезть, весть, честь. Верно ли, что любые
два из них состоят из одинакового числа звуков и при этом различаются только
одним звуком? Если нет, то какое из них надо вычеркнуть, чтобы это стало верно?
(А) верно; (Б) нет, надо вычеркнуть слово есть;
(В) нет, надо вычеркнуть слово лезть;
(Г) нет, надо вычеркнуть слово весть;
(Д) нет, надо вычеркнуть слово честь.
Решение
[й’эс’т’], [л’эс’т’], [в’эс’т], [ч’эс’т’]
9. Когда много лет в книгах и газетах букву ё заменяют
буквой е, немудрено вообще забыть, где это ё пишется.
В скольких из существительных: клен, плен, лед, осел —буква е на
самом деле должна быть буквой ё?
(А) ни в одном; (Б) в одном; (В) в двух;
(Г) в трёх; (Д)
в четырёх.
Решение
Клён,
плен, лёд, осёл (не осел! — объясните почему)
10. Какое из этих слов можно
переносить с одной строки на другую?
(А) перья;
(Б) ария; (В) пояс; (Г) вздох;
(Д) осёл.
Решение
Разделим на
слоги: перь-я,
а-ри-я, по-яс, вздох, о-сёл.
Какое можно
переносить?
11. В какой паре слова имеют ровно
четыре общих звука?
(А) просить — спорить; (Б) дрозд —
сорт; (В) дрова — ведро;
(Г) столб
— болт; (Д) бросать — бросит.
Решение
[прас’ит’] —
[спор’ит’];
[дрост] — [сорт];
[драва] — [в’идро];
[столп] — [болт];
[брасат’] — [брос’ит]
12. В какой паре слова имеют ровно три
общих звука?
(А) кровать — кров; (Б) олень
— ноль; (В) мороз — узор;
(Г) сговор
— суров; (Д) брёвна — новый.
Решение
[крават’] — [кроф];
[ал’эн’] — [нол’];
[марос] — [узор];
[зговар] — [суроф];
[бр’овна] — [новый’]
13. Найдите слово, в котором
количество мягких согласных звуков не такое,как в остальных:
(А) кровельщик;
(Б) каменщик; (В) печник;
(Г) горшечник;
(Д) перевозчик.
Решение
[кров’ил’ш’:ик];
[ка́м’ин’ш’:ик];
[п’ич’н’ик];
[горшэч’н’ик];
[п’ир’ивощ’:ик]
14. В какой паре слова имеют ровно два
общих звука?
(А) сбор — узор;
(Б) водить — водный; (В) блюдо — буду;
(Г) отбой
— борт;
(Д) сёла — лось.
Решение
[збор] — [узор];
[адбой’] — [борт];
[бл’уда] — [буду];
[вад’ит] — [водный’];
[с’ола] — [лос’].
15. В каком из слов количество
букв не совпадает с количеством звуков?
(А) объект;
(Б) июнь; (В) майор;
(Г) бульон;
(Д) ящик.
Решение
[абй’экт], [ий’ун’],
[май’ор], [бул’й’он], [й’аш’:ик]
16. В каких парах слов произношение
второго слова отличается от произношения первого только смягчением одного из
согласных: 1) перенос – перенёс, 2) ожог – ожёг,
3) туш – тушь, 4) уснут – уснуть, 5) снится
– сниться, 6) лом – льём?
(А) в 1,
4; (Б) в 1, 4, 5; (В) в 3, 4, 5; (Г) в 3, 4, 5, 6; (Д)
во всех.
Решение
[п’ир’инос] — [п’ир’ин’ос];
[ажок] — [ажок];
[туш] — [туш];
[уснут] — [уснут’];
[с’н’ица] — [с’н’ица];
[лом] — [л’й’ом].
Удачи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.
Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.
Анонимность не приветствуется.
Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:
<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>