Этот текст является моим ответом на шестой вопрос интернет-олимпиады «Грамотей» фестиваля «Живое слово» в списке заданий 2015 года. Задания и официальные ответы трёх последних лет собраны на странице «Живое слово» моего блога.
«Е. Г. Рабинович … провела серию опросов… Оказалось, что они (пушкин-вопросы — прим. моё) … употребляются гораздо реже, чем полвека назад … использовались в основном в Москве. В других местах … вместо Пушкина … другие имена. Например, в Одессе … Дюк, а в Смоленске — Глинка с Блонья. Кто это такие?
Оказывается, так в городском просторечии называются… памятники. В центре Смоленска в 1865 году был открыт памятник М. И. Глинке, великому русскому композитору. Блоньем же жители Смоленска называли бульвар, на котором стоял памятник. «Дюк, — пишет Е. Рабинович, — памятник герцогу („дюку“) Арману-Эмманюэлю Ришелье, который более десяти лет (1803–1815) был губернатором Одессы и заметно её благоустроил».
Значение. Никанор Иванович…
совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но самого его знал
прекрасно и ежедневно по несколько раз произносил фразы вроде: «А за
квартиру Пушкин платить будет?» или «Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин
вывинтил?», «Нефть, стало быть, Пушкин покупать будет?» (М. Булгаков
«Мастер и Маргарита»)
…
как немножко повздорим, так сразу к нему [возлюбленному] подступаю:
«А кто за тебя детишек будет воспитывать? Пушкин, что ли?» (Вен. Ерофеев
«Москва - Петушки»)
В разговорной речи мы
иногда употребляем подобного рода «Пушкин-вопросы». Какое значение они имеют,
каков их общий смысл? Как вы можете объяснить появление в русском языке такого
типа вопросительных предложений?
Первое. Есть и пушкин-утверждения, идущие бок о бок с
пушкин-вопросами, они интересны также (например: Получите с Пушкина, Возьмите с Пушкина и т. д.).
Второе. Пушкин-вопросы можно по преимуществу отнести к
риторическим вопросам: они обычно не требуют ответа. Но здесь важно такое
разграничение. В одних вопросах ответ не требуется в силу очевидности, а в
других в силу бессмысленности этого ответа. Приведу примеры обоих случаев.
1. Мать сыну: А уроки кто будет делать, Пушкин?
(Очевидно, что уроки должен сделать тот, кому адресован вопрос).
2. Жилец завхозу: А лампочки кто вывинчивает? Пушкин?
(Неизвестно, кто вывинчивает лампочки, но их всё равно нужно вставлять).
Таким образом, главное — ответ не требуется,
хотя он может быть и известен, и неизвестен.
Гипотетически можно представить нериторический
пушкин-вопрос, но это как нетипичный пример. Например: А палатку кто в поход
возьмёт, Пушкин? — Кто-то должен взять
палатку, и надо договориться, кто. Здесь ответ на вопрос «кто?» важен.
Хотя даже в этом примере сохраняется свойство
риторического вопроса формулироваться как утверждение, что и показано.
Третье. Общее в пушкин-вопросах то, что мы в
большинстве случаев, хоть и не всегда, понимаем, кто назван Пушкиным. С этого
аспекта вопросы делятся на три группы.
1. Пушкин — собеседник (второе
лицо), и говорящий выказывает ему претензию.
А уроки, кто будет делать, Пушкин? — Ты должен сделать уроки.
А кто во всём виноват? Пушкин? — Ты во всём виноват.
2. Пушкин — сам говорящий, и он
выставляет себя в хорошем свете.
А кто обо всём позаботился и предусмотрел, Пушкин? — Я обо всём позаботился и предусмотрел.
3. Пушкин — третье лицо. В этом
случае оно может быть известно или неизвестно. Классический пример с
лампочками.
Кто вывинтил лампочку? Пушкин? — Кто-то вывинтил лампочку. Можно знать, кто это, или не знать. Суть
вопроса-утверждения, что нужно вставить новую лампочку.
Четвёртое. Пушкин-вопросы обычно побуждают к действию
или к выводу. Если рассматривать их как риторически вопросы, то есть
вопросы-утверждения, то это скорее свёрнутые побудительные предложения, а не
повествовательные.
Примеры побуждений к действию.
А уроки кто будет делать, Пушкин? — Сделай уроки.
А кто мусор вынесет? Пушкин? — Вынеси мусор.
А кто лампочки вывинтил, Пушкин? — Вставь лампочку.
Примеры побуждений к выводам.
А кто во всём виноват? Пушкин?
А кто не подумал заранее, Пушкин?
Вот такие сходства и различия я смог обнаружить в
значении пушкин-вопросов. Перехожу к истории. В Интернете мне удалось
обнаружить три гипотезы. Привожу их.
Первая
«Е. Г. Рабинович … провела серию опросов… Оказалось, что они (пушкин-вопросы — прим. моё) … употребляются гораздо реже, чем полвека назад … использовались в основном в Москве. В других местах … вместо Пушкина … другие имена. Например, в Одессе … Дюк, а в Смоленске — Глинка с Блонья. Кто это такие?
Оказывается, так в городском просторечии называются… памятники. В центре Смоленска в 1865 году был открыт памятник М. И. Глинке, великому русскому композитору. Блоньем же жители Смоленска называли бульвар, на котором стоял памятник. «Дюк, — пишет Е. Рабинович, — памятник герцогу („дюку“) Арману-Эмманюэлю Ришелье, который более десяти лет (1803–1815) был губернатором Одессы и заметно её благоустроил».
Из этого Е. Рабинович делает простой вывод, что и
пушкин-вопросам жизнь дал «памятник работы скульптора Опекушина, торжественно
открытый в Москве на Тверском бульваре в 1880 году».
Но почему именно памятники вошли в состав таких выражений? Вот как отвечает Е. Рабинович.
Но почему именно памятники вошли в состав таких выражений? Вот как отвечает Е. Рабинович.
«Выражения „с памятником“ имеют своим почти полным
аналогом широко распространённые выражения „с дядей“. Абсолютно во всех
случаях Пушкин, или Глинка с Блонья, ли Дюк могут
быть заменены „дядей“ … Дядей могут пугать («Будешь баловаться, дяде отдам!»),
он, наоборот, может восприниматься как добрый помощник, на которого при этом не
всегда стоит надеяться («Ты чего к контрольной не готовишься? На дядю
надеешься?»). Дядя — это название для представителя
«иного», «чужого», «потустороннего» мира, мифологического персонажа (неслучайно
этим словом называют и чёрта, и лешего, и домового). Впрямую
называть представителей нечистой силы было нельзя, для этого использовались
заменяющие имена-табу».
Я думаю, что памятники могли использоваться в таких
вопросах ещё и потому, что они с материальной точки зрения мёртвые глыбы камня,
на которые точно не свалишь свою работу или вину. А кто за тебя думать будет?
Мёртвый памятник? В таком свете пушкин-вопросы приобретают прямо-таки
сатирический характер.
Вторая
В XIV веке на Руси изготовление колоколов было одним
из востребованных ремёсел и требовало не только знания самого дела, но и
связанных с ним примет. Якобы одной из таких примет было распространять во
время отливки колокола слухи, без чего ему «хорошо не отлиться, малиново не
звенеть». Это описано у В. Гиляровского в книге «Москва и москвичи». Этот
обычай перешёл в другие сферы литейного дела, в частности в отливку пушек, дело
пушкарей. Так, пушкарём стали называть и просто любителя небылиц. После
появления ремесла отливки пуль появилось новое выражение — «лить пули, пулю отливать — это не просто врать, а "завираясь,
хвастать"». А пушкой стали называть оружие в преступном мире: брать на
пушку, пугать. Последний шаг этой цепочки — переосмысление: пушкарь
— любитель небылиц — Пушкин (по созвучию).
В общем значении не следует перекладывать свои дела
или надеяться в чём-то на разносчика слухов, сплетника. Эта гипотеза мне не
нравится, и у меня к ней много вопросов, хотя она позволяет красиво
восстановить целую горсть фразеологизмов.
«Лить колокола — пушку лить — пушкарь — брать на пушку
— пулю отлить — получите с Пушкина».
Третья
«Считается, что эта фраза (Получите с
Пушкина — прим. моё) появилась в
конце 30-х годов XX века (точнее — в 1937 году, когда отмечалось 100-летие
со дня смерти поэта». Но есть и более ранний пример употребления. «Вот цитата
из романа "Двенадцать стульев" (год выхода 1928): "Прибавить
надо, - сказал мальчик по-извозчичьи. - От мертвого осла уши. Получишь у
Пушкина. До свиданья, дефективный".
Ощущение, что это одесская шуточка -
причем уже к тому времени вполне устоявшаяся. Соавторы романа взрослели как раз
в легендарной бабелевской Одессе».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.
Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.
Анонимность не приветствуется.
Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:
<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>