среда, 16 сентября 2015 г.

Живое слово — 2015. Часть 10. Анализ отрывка романа Юрия Полякова «Козлёнок в молоке»

Этот текст является моим ответом на шестой вопрос интернет-олимпиады «Грамотей» фестиваля «Живое слово» в списке заданий 2015 года. Задания и официальные ответы трёх последних лет собраны на странице «Живое слово» моего блога.

Задание 10. Перед вами отрывок из предисловия Юрия Полякова к его роману «Козлёнок в молоке».


Какие речевые особенности (выбранные автором слова, синтаксические конструкции, тропы и т.п.) делают данный текст выразительным, действенным?


… В творчестве я исповедую принцип «придуманной правды». Писатель – всего лишь карандаш, которым эпоха выводит необходимые ей слова.

Мы живём в эпоху литературных репутаций, нахально пытающихся заместить собой собственно литературу. Впрочем, эта постмодернистская реальность легко распространяется и на другие сферы нашей жизни. Мы слушаем певцов, лишённых голоса и даже слуха. Нашу жизнь определяют политики, за всю свою деятельность не принявшие ни одного верного решения. А консультируют их учёные, не замеченные ни в одном сколько-нибудь серьёзном исследовании. Мы с вами страдаем от реформ, даже не понимая, в чём они заключаются, а не понимаем мы этого в основном благодаря подробным телевизионным политкомментариям. Современное телевидение, как справедливо сказано, – это изобретение, позволяющее заходить к нам в спальню тем людям, которых мы не пустили бы даже на порог своего дома. А как вам нравятся «властители дум», утончённая творческая интеллигенция, старательно выполняющая функции козла-провокатора, ведущего покорное стадо на заклание?

Отрывок из предисловия Юрия Полякова к его роману «Козлёнок в молоке».

Здесь мне хотелось бы вынести за пределы таблицы общее значение текста вместо комментария каждого выразительного средства.

Слово, выражение
Выразительное средство
Исповедовать принцип
Лексическая несочетаемость (исповедуют религию, принципов придерживаются)
«Придуманная правда»
Оксиморон
Писатель карандаш
Сравнение, отождествление
Эпоха выводит слова
Олицетворение (эпоха как писатель, писатель как инструмент эпохи)
Литературные репутации
Синекдоха (репутации вместо самих людей, часть вместо целого)
Нахально
Слово с резко отрицательной экспрессивно-эмоциональной окраской
Не понимаем благодаря подробным … комментариям
Развёрнутый оксиморон с иронией (есть подробные комментарии, но мы при этом не понимаем)
Заходить к нам в спальню тем людям, которых мы не пустили бы даже на порог своего дома
Развёрнутая метафора
«Властители дум», козёл-провокатор
Иронии
А как вам нравятся «властители дум», утончённая творческая интеллигенция, старательно выполняющая функции козла-провокатора, ведущего покорное стадо на заклание?
Риторический вопрос с развёрнутой метафорой и ирониями

Мы живём в мире иллюзий, поэтому я настроил себя думать, что от эпохи не очень-то зависят отдельные судьбы, например моя. Не знаю, прав ли я, но как иначе? Иначе ведь и смысла нет. Репутация слово когда-то сильное сейчас куётся социальной технологией. Вчера репутация сегодня пиар, вчера харизма как дополнение к уму или таланту (даже слова такого не было «харизма») сегодня только харизма и ты звезда. Вчера признание в массах почётно сегодня это самая низкая и неоднозначная планка. Харизма мираж ума, но она бывает и у умных. Как же отличить умного от глупого, писателя от «литературной репутации»? Кто судьи и есть ли пророк в своём отечестве? Мираж и оазис, увы, очень похожи. Мираж можно потрогать, и он рассеется, сразу понятно мираж или оазис, а харизму на предмет ума потрогать нельзя, некультурно да и страшно а вдруг рассеется?

Но как же отделить карандаш эпохи от «репутации»? эпоху-то мы обычно задним числом понимать начинаем… Дмитрий Быков предлагает модную компаративистику: раз история циклична, то можно рассчитать, что нас ждёт. Не знаю, может так… Но если ждёт что-то хорошее, то что остаётся радоваться за грядущие поколения? Или горевать, если плохое. А меж тем и свою эпоху подправить хочется. Одним завтрашним днём не наживёшься, когда сегодняшний не устраивает. Но раз среда или эпоха иллюзорна, а трогать пальцем её на предмет прочности не принято, проще от неё отказаться и вспомнить, что человек кузнец своего счастья, которое, по Захару Прилепину, им самим вырабатывается, и что всё зависит только от тебя самого. Нет не то что самой среды нет гарантий и социальных навигаторов, а без этого тяжеловато, но жить жалующимся до смерти обиженкой не хочется, да и поменять ничего не можешь, и тогда остаётся только отречься. Сказать, что ничего от окружающего мира не зависит, никто никому ничего не должен, а внутри себя ты свободен. Да, это чеховская «Палата №6» получается, но так проще. Это как защитная реакция: вроде эпоха виновата, время, а винить их как-то не с руки, вроде ты много лет всё делал по указке времени, а оно тебя на обочину. Но не время ведь виновато, это признавать неохота. Остаётся вариант это я во всём виноват, и никто мне ничего не должен и не обещал.


Пусть на постаменте будут викторы акашкины, а жизнь, как выразилась одна из знакомых учителей из Санкт-Петербурга, «расставит места и оценки». Ведь не в орденах и лентах всё дело, это мы понимаем, «бревно бревном останется», по Роберту Бернсу. Жаль только, что пока жизнь расставляетоберту БрнсуРоберту Бернсу.ооьт бш4лб ьклсаьа, время, которое ни в чём не виновато, идёт. Времена не выбирают, но меняют. Хотелось бы уже увидеть того, кто всё поменяет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.

Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.

Анонимность не приветствуется.

Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:

<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...