Этот текст является моим ответом на шестой вопрос интернет-олимпиады «Грамотей» фестиваля «Живое слово» в списке заданий 2015 года. Задания и официальные ответы трёх последних лет собраны на странице «Живое слово» моего блога.
Задание 10. Перед вами отрывок из предисловия Юрия Полякова к его роману «Козлёнок в молоке».
Задание 10. Перед вами отрывок из предисловия Юрия Полякова к его роману «Козлёнок в молоке».
Какие речевые
особенности (выбранные автором слова, синтаксические конструкции, тропы и т.п.)
делают данный текст выразительным, действенным?
… В
творчестве я исповедую принцип «придуманной правды». Писатель – всего лишь
карандаш, которым эпоха выводит необходимые ей слова.
Мы живём
в эпоху литературных репутаций, нахально пытающихся заместить собой собственно
литературу. Впрочем, эта постмодернистская реальность легко распространяется и
на другие сферы нашей жизни. Мы слушаем певцов, лишённых голоса и даже слуха.
Нашу жизнь определяют политики, за всю свою деятельность не принявшие ни одного
верного решения. А консультируют их учёные, не замеченные ни в одном
сколько-нибудь серьёзном исследовании. Мы с вами страдаем от реформ, даже не
понимая, в чём они заключаются, а не понимаем мы этого в основном благодаря
подробным телевизионным политкомментариям. Современное телевидение, как
справедливо сказано, – это изобретение, позволяющее заходить к нам в спальню
тем людям, которых мы не пустили бы даже на порог своего дома. А как вам
нравятся «властители дум», утончённая творческая интеллигенция, старательно
выполняющая функции козла-провокатора, ведущего покорное стадо на заклание?
Отрывок из предисловия
Юрия Полякова к его роману «Козлёнок в молоке».
Здесь мне хотелось бы
вынести за пределы таблицы общее значение текста вместо комментария каждого
выразительного средства.
Слово,
выражение
|
Выразительное
средство
|
Исповедовать принцип
|
Лексическая несочетаемость
(исповедуют религию, принципов придерживаются)
|
«Придуманная правда»
|
Оксиморон
|
Писатель — карандаш
|
Сравнение, отождествление
|
Эпоха выводит слова
|
Олицетворение (эпоха как
писатель, писатель как инструмент эпохи)
|
Литературные репутации
|
Синекдоха (репутации вместо
самих людей, часть вместо целого)
|
Нахально
|
Слово с резко отрицательной
экспрессивно-эмоциональной окраской
|
Не понимаем благодаря подробным
… комментариям
|
Развёрнутый оксиморон с иронией
(есть подробные комментарии, но мы при этом не понимаем)
|
Заходить к нам в
спальню тем людям, которых мы не пустили бы даже на порог своего дома
|
Развёрнутая
метафора
|
«Властители дум»,
козёл-провокатор
|
Иронии
|
А как вам
нравятся «властители дум», утончённая творческая интеллигенция, старательно
выполняющая функции козла-провокатора, ведущего покорное стадо на заклание?
|
Риторический
вопрос с развёрнутой метафорой и ирониями
|
Мы живём в мире
иллюзий, поэтому я настроил себя думать, что от эпохи не очень-то зависят
отдельные судьбы, например моя. Не знаю, прав ли я, но как иначе? Иначе ведь и
смысла нет. Репутация —
слово когда-то сильное —
сейчас куётся социальной технологией. Вчера репутация — сегодня пиар, вчера харизма как дополнение к уму
или таланту (даже слова такого не было «харизма») — сегодня только харизма и ты звезда. Вчера признание
в массах почётно —
сегодня это самая низкая и неоднозначная планка. Харизма — мираж ума, но она бывает и у умных. Как же отличить
умного от глупого, писателя от «литературной репутации»? Кто судьи и есть ли
пророк в своём отечестве? Мираж и оазис, увы, очень похожи. Мираж можно
потрогать, и он рассеется, сразу понятно — мираж или оазис, а харизму на предмет ума потрогать
нельзя, некультурно да и страшно — а вдруг рассеется?
Но как же отделить
карандаш эпохи от «репутации»? эпоху-то мы обычно задним числом понимать
начинаем… Дмитрий Быков предлагает модную компаративистику: раз история циклична,
то можно рассчитать, что нас ждёт. Не знаю, может так… Но если ждёт что-то
хорошее, то что остаётся —
радоваться за грядущие поколения? Или горевать, если плохое. А меж тем и свою
эпоху подправить хочется. Одним завтрашним днём не наживёшься, когда сегодняшний
не устраивает. Но раз среда или эпоха иллюзорна, а трогать пальцем её на
предмет прочности не принято, проще от неё отказаться и вспомнить, что человек — кузнец своего счастья, которое, по Захару
Прилепину, им самим вырабатывается, и что всё зависит только от тебя самого.
Нет не то что самой среды —
нет гарантий и социальных навигаторов, а без этого тяжеловато, но жить
жалующимся до смерти обиженкой не хочется, да и поменять ничего не можешь, и
тогда остаётся только отречься. Сказать, что ничего от окружающего мира не
зависит, никто никому ничего не должен, а внутри себя ты свободен. Да, это
чеховская «Палата №6» получается, но так проще. Это как защитная реакция: вроде
эпоха виновата, время, а винить их как-то не с руки, вроде ты много лет всё делал
по указке времени, а оно тебя на обочину. Но не время ведь виновато, это
признавать неохота. Остаётся вариант — это я во всём виноват, и никто мне ничего не должен
и не обещал.
Пусть на постаменте
будут викторы акашкины, а жизнь, как выразилась одна из знакомых учителей из
Санкт-Петербурга, «расставит места и оценки». Ведь не в орденах и лентах всё
дело, это мы понимаем, «бревно бревном останется», по Роберту Бернсу. Жаль
только, что пока жизнь расставляет , время, которое ни в чём не
виновато, идёт. Времена не выбирают, но меняют. Хотелось бы уже увидеть того,
кто всё поменяет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо вам за то, что читаете мой блог! Мне будут очень полезны ваши комментарии по теме этого сообщения.
Если у вас нет аккаунта в Blogger, то, чтобы оставить комментарий, выберете из выпадающего меню строчку Имя/URL, укажите своё имя и напишите отзыв в поле для текста.
Анонимность не приветствуется.
Чтобы вставить гиперссылку, используйте код:
<a href="ССЫЛКА">ТЕКСТ</a>